Знакомьтесь с человеком, чье состояние оценивается в 80 миллиардов долларов.
Статья Мэри Ридделл для британского издания The Telegraph о самом сокровенном в жизни богатейшего человека планеты, а также о мнении Гейтса относительно Брексита и других вопросах британской действительности.
С 80-миллиардным состоянием Билл Гейтс является самым богатым человеком в мире. Как он тратит деньги? Что делает его жизнь осмысленной? Счастливый ли у него брак? В течение трех месяцев Мэри Ридделл узнавала ответы на разные вопросы у миллиардера «Майкрософта».
Первое, что бросилось в глаза – Билла Гейтса очень интересуют микробы. По прибытии на встречу с Джастином Трюдо, канадским премьер-министром, Гейтс был замечен с книгой о бактериях, предположительно для того, чтобы прочитать одну или две главы, если случится небольшой перерыв во время беседы.
Когда мы встретились вскоре после этого, Гейтс даже без научного фолианта выглядел словно человек, который считает микроорганизмы более увлекательными, чем некоторых лиц высокого ранга и большинство журналистов. Я встречалась с Гейтсом несколько раз, и я думаю, что знаю его подход. Несмотря на неизменную скромность и вежливость, он ненавидит тратить впустую даже одну секунду.
Тем не менее, когда дело касается изменения мира, нет слишком мелкой или масштабной темы, которая не стоит его внимания. Например, он так заинтригован курами и их потенциалом, чтобы накормить голодных, что недавно он выступил на конференции в сопровождении клетки с курицей.
Что касается практического введения птицеводства, то он еще не определился. «Я вырос в городской среде. Однажды в старших классах мы пошли на чью-то ферму и должны были убить кур, чтобы съесть их. Я подумал: «Это ужасно. Кто-то должен задушить этих существ на самом деле. Боже мой! Почему просят меня сделать это?». Затем, когда мы были в Африке, кто-то принес в жертву козу, и мы наблюдали, как они сняли с нее шкуру».
Самый богатый человек мира в свой 61 год
Более привыкший к миру корпоративных увольнений, Гейтс передергивается при воспоминании об этом. Почти в 61 год (его день рождения будет на следующей неделе) основатель «Майкрософт» остается самым богатым человеком в мире, чье состояние оценивается в 80 миллиардов долларов и является предметом бесконечного восхищения почти каждого, кроме него самого.
С взъерошенными волосами, в очках и невзрачный, он фокусируется только (за исключением бриджа вечером) на искоренении болезней и лишений в тех странах, где ВВП часто затмевается его собственным огромным состоянием. Три месяца я общалась с Гейтсом и его ближайшими советниками, пока он путешествовал по миру.
Его маршрут пролегал из конференц-залов и лекториев в клиники и лаборатории. Он обедал с королем зулусов, давал советы президенту Эфиопии по поводу еды на вынос, встречался с итальянским премьер-министром Маттео Ренци в зале ожидания аэропорта и обратился с просьбой о помощи к французскому президенту Франсуа Олланду.
Когда обращается Гейтс, то даже главы государств, испытывающие финансовые трудности, достают кошельки. Тринадцать миллиардов долларов для пополнения Глобального фонда, который борется со СПИДом, туберкулезом и малярией, были должным образом внесены, включая 1,1 миллиард фунтов от Британии, на конференции, организованной Трюдо в прошлом месяце в Монреале.
В понедельник частный самолет Гейтса приземлится в Лондоне, где он проведет три дня на ежегодном форуме Grand Challenge, созданном благодаря Фонду Билла и Мелинды Гейтс, чтобы продемонстрировать и профинансировать развитие передовых исследований в области здравоохранения, в которых Великобритания всегда преуспевала.
Гейтс будет появляться с такими знаменитостями, как сэр Ричард Брэнсон и хип-хоп исполнитель Will.i.am из The Black Eyed Peas. Он выступит с докладом в Музее науки и спросит мнение у ученых. Без сомнения, он возобновит знакомство с Прити Пател, секретарем по международному развитию, которая, как сообщается, хочет ограничить бюджет для оказания иностранной помощи.
Гейтс о Брексите
Когда мы говорили в последний раз, Гейтс также мне сказал: «Надеюсь, что я встречусь с Терезой Мэй» (когда эта статья была передана в печать, встреча еще находилась на стадии подтверждения). Хотя он часто приезжает в Лондон, этот визит знаменует собой критический момент для Великобритании и Гейтса.
При премьер-министрах и канцлерах казначейства, от Блэра и Брауна до Кэмерона и Осборна, дверь кабинета под номером 10 всегда была открыта перед ним. Однако после Брексита в этом уже нет такой уверенности. Несмотря на старательную беспристрастность в политике, Гейтс решительно предостерег британцев от выхода из ЕС, заявив, что Великобритания станет «значительно менее привлекательным местом» для ведения бизнеса.
Учитывая, что «Майкрософт», где он по-прежнему является советником, и фонд Гейтса много инвестировали в Великобританию (последний вложил 1,1 миллиарда долларов в исследования, которые проходят в Великобритании), это было не пустым предупреждением. Как именно Брексит мешает его отношениям с Великобританией, его «лучшим партнером в мире», я спросила спустя два дня после голосования. Я был немного удивлен его позицией, которую он принял во время кампании [Брексита]». Когда мы снова беседовали несколько недель спустя, Гейтс заявляет «с надеждой, что голосование по Брексит создало неопределенность, но пока есть позитивные признаки продолжения активной работы».
Облегчением служит то, что правительство Терезы Мэй стремится поддерживать бюджет оказав помощь на уровне 12 миллиардов фунтов при 0,7% от валового национального дохода, что сопровождается предупреждением разрыва связей с ЕС. «Наш благотворительный фонд вкладывает много денег [в Британские университеты], потому они – самые лучшие в мире. Поэтому мы надеемся, что умные люди смогут и далее перемещаться между Европой и Великобританией в обе стороны. Я сомневаюсь, что будет допущена ошибка. – говорит Гейтс. – Но, очевидно, что статус-кво был бы более простым вариантом».
Безмятежная очаровательная жизнь?
Если Великобритания нуждается в Гейтсе, то Гейтс также нуждается в Великобритании. Как он часто говорит, ни одна страна за исключением Соединенных Штатов не была более щедрой в оказании помощи при развитии. В эпоху, когда демократия истончается, а мир сталкивается с множеством угроз, щедрости богатого мира не могут быть приниматься как должное бедными людьми или филантропами.
Внешне очаровательная жизнь Гейтса кажется невозмутимой. Центром его вселенной является рабочий кабинет в особняке в Сиэтле, заставленный книгами, откуда он может наблюдать за женой, которая занимается греблей на каяке на озере Вашингтон. Гейтсы наслаждаются обычными занятиями для состоятельных людей: «Я играю в теннис, мы берем отпуск, катаемся на лыжах – много забавных вещей».
Гейтс очень дорожит удовлетворенностью, которую ему принес длительный брак. Сын отца-адвоката и матери-филантропа был компьютерщиком, которому было поручено составление школьного расписания на раннем компьютере перед тем, как он бросил Гарвард, чтобы основать свою многомиллиардную компанию.
Мелинда, которую он встретил на работе, стала его постоянным партнером в благотворительной деятельности, работает с ним, чтобы распределить миллиарды Гейтса, и убедить таких титанов, как Уоррен Баффет и Опра Уинфри, расстаться с крупными частями собственного богатства.
Работа: Проблема с Биллом…
Очевидно, что Гейтс не всегда был таким щедрым. Покойный Стивен Джобс, основатель Apple, заметил справедливо или нет: «Проблема с Биллом заключается в том, что он хочет взять пять центов с каждого доллара, который проходит через его руки». Став состоятельным, Гейтс теперь отдает до 99 процентов своего состояния, оставив своим детям, Дженнифер, Рори и Фиби только относительно небольшое и скромное завещание. «Нет семейного бизнеса. – говорит он. – Мои дети будут самостоятельно строить карьеру».
Тем не менее, дети Гейтса показывают результаты того, что они идут по стопам родителей. «Моя старшая дочь только что закончила Стэнфордский [университет]. Она немного занимается верховой ездой» (Дженнифер Гейтс является опытной наездницей). «Рори должен еще два года учиться в старших классах. Этим летом он был в Марокко, потому что хотел узнать больше о стране. Моя младшая дочь была в Руанде, преподавая в государственной школе. Они были достаточно удачливы, чтобы получить много опыта международного общения, и они действительно полны энтузиазма – в частности, касательно Африки».
Однажды я спросила Мелинду, действительно ли у нее брак, похожий на сказку. Она ответила, что никакие отношения не могут быть полностью идиллическими, и ее муж не переносил ее привычку грызть кубики льда. Когда я сказала Гейтсу, что его жена стремилась развеять миф об идеальном браке, он выглядел ошеломленно: «В самом деле? Она мне о таком ни разу не говорила».
Трудно ли с ним жить? «Ну, возникает проблема с сортировкой дел в календаре, которые нужно выполнить. У нас их так много, что каждый раз это превращается в вызов. И я – сова. Если под рукой хорошая книга или я что-то делаю на компьютере, то обычно я остаюсь допоздна. Я никогда не говорю Мелинде на следующий день, что устал, иначе она скажет, что я сам виноват, но она часто об этом говорит. Я стараюсь быть энергичным, и она говорит: «Ты снова слишком поздно встал».
Расписание Гейтса планируется как для президента США, поминутно. Длинные дни разбиты на 5-минутные отрезки, а каждая встреча и рукопожатие расписано до секунды. Где это возможно, он находит место для рутины.
Чизбургеры, диетическая кола и стратегия
Джо Керрелл, управляющий директор Фонда Гейтса, говорит, что отличительные черты путешествий Гейтса включают «отельные комнаты, забитые диетической колой. И чизбургеры на обед, независимо от того, кто вы. Если вы попадаете на обед с Биллом, вы будете есть бургеры. Кто-то всегда будет послан за пакетами еды из Макдональдса. Я не думаю, что Мелинда позволяет ему есть такое дома».
Он может быть неформальным, но Гейтс также является бескопромиссным хозяином. «Он может быть достаточно нетерпеливым. – говорит Керрелл. – С Биллом вы всегда должны знать хорошо свое дело. Это как проводить инструктаж самому умному парню в комнате. Он может очень расстроится, если подумает, что его время было потрачено впустую. Он также очень забавный – совершенно не высокомерен. Но наши дни довольно точно распланированы».
В конце лета Гейтс отправился в ЮАР на миссию, которую он считает чрезвычайно важной. Его первым заданием было выступление на лекции Нельсона Манделы в Претории в честь своего героя.
По словам Марка Сузмана, президента и главного директора по развитию стратегии Фонда Гейтса, который путешествовал с ним, «очень мало людей действительно оправдывают ожидания, а Билл пытается встретиться почти с каждым. Одним из таких людей был Нельсон Мандела».
В Кейптауне Гейтс выступил на международной конференции по СПИДу в момент нарастающего кризиса. Лекарства становятся менее эффективными, число инфекций растет, а финансирование сокращается, кажется, что эпидемия СПИДа снова выйдет из-под контроля с мрачными последствиями для остального мира. Как говорит Гейтс: «Это было поворотным моментом… Если мы не начнем резко сокращать количество новых инфекций… мы столкнемся с потенциально катастрофическими последствиями».
Гейтса чествовали между публичными выступлениями. За ужином, устроенном в его честь Патрисом Мотсепе, первым чернокожим миллиардером в Южной Африке, министры отдали дань уважения, мусульманские, коптские и англиканские лидеры дали свое благословление, а главный раввин континента отправил ему доброжелательное послание.
После благоговейного приветствия Гейтс посетил лабораторию его давнего советника, профессора Салима Абдула Карима, который возглавляет передовые исследования в области ВИЧ-инфекции. Там Гейтс смотрел, как работали аспиранты над репродуктивными органами женщины, которые только что были удалены во время операции.
Будучи отнюдь не брезгливым, Гейтс был в восторге от того, что увидел, и от увиденного потенциала: «Эти молодые ученые воссоздали среду и обнаружили то, что делает ее более вероятной для инфицирования».
Профессор Карим также организовал ему личную встречу с тремя девушками, которые могли заразиться ВИЧ-инфекцией. Сложно представить Гейтса, увлекающегося компьютерами, который болтает с молодыми девушками о их сексуальной жизни, но встреча была важнейшим событием его поездки.
Разве это не было душераздирающим услышать от девушек того же возраста, что и его старшая дочь, которые осуждают себя за болезнь и преждевременную смерть? Гейтс отвечает, что это было словно они обсуждали вредоносные программы компьютера. «Это здорово получить представление о практических аспектах», – говорит он.
Хотя он не хочет показывать эмоции, он не испытывает недостатка в сочувствии. Другой эксперт по ВИЧ/СПИД, профессор Линда-Гейл Беккер, говорит: «Вы видите его отцовскую сторону – щедрость духа. Он устанавливает зрительный контакт с молодыми людьми. Он не терпит дураков и людей, которые говорят глупости, но подросткам это нравится. Они жаждут откровенности, честности и его прямого подхода».
Оптимизм молодости
Возможно, они также обнаружили в Гейтсе оптимизм молодости. Верящий в самосовершенствование, он убежден, что мир со всеми его потрясениями меняется к лучшему. «Но ясности нет, – признает он. – Речь идет о 30-летнем сроке ликвидации малярии. Такие вещи не происходят в одночасье».
Тем не менее, ни террор, ни наплыв беженцев, ни предупреждения о вспышке СПИДа не поколебали надежды Гейтса:
Майкрософт против Фейсбука
Если демократия прерывается, то огромные корпорации стремятся заполнить эту брешь. Марк Цукерберг, основатель Фейсбука, пообещал пожертвовать 3 миллиарда долларов, чтобы исцелить все болезни к концу столетия, в то время как «Майкрософт» пообещал «решить проблему рака». Но многие опасаются, что в невыборных корпорациях слишком много власти.
Гейтс не согласен с этим:
Стало ли сейчас намного лучше? С тех пор, как были обнаружены налоговые соглашения компании Apple в Ирландии, осуждает ли он компании, которые используют юридических лиц для меньшей оплаты налогов.
Это кажется осторожным ответом человека, который всегда подвергает пересмотру хрупкую экологию, в которой сосуществуют нации, корпорации и правительства. Гейтс и подобные ему обвиняются в том, что они слишком многим владеют, но правда в том, и он хорошо это знает, что такие филантропы как он зависят от денег, влияния и доброй воли правительств, которых потрясла финансовая нестабильность и волнения избирателей.
К настоящему времени Британия была щедра в отношении Гейтса. Но новый, по сообщениям более скептичный премьер-министр, а также возмущение избирателей по поводу расходов на внешнюю помощь позволяют предположить, что прежние несомненные факты не будет применяться. Как только Гейтс приедет в Лондон, финальную часть его «крестового похода» по налаживанию мира, он будет знать, что ставки высоки, как никогда.